г. Канск, Красноярский край. Основан в 1636 году. На 1 января 2012 г. численность населения составляет 93 060 чел.
поиск по сайту   версия для печати
опубликовано 25 авг ‘09 14:13

Канский фестиваль: то же самое, только без денег

текст: Наталья Афанасьева/Infox.ru
Сегодня начал свою работу VIII международный Канский видеофестиваль. 29 августа станет известно, кому достанется главный приз «Золотой пальмовый секатор». Жюри предстоит отсмотреть 59 коротких, но ярких фильмов, присланных из 24 стран мира.

Всего в этом году на Канский видеофестиваль было прислано около 500 заявок. Анимация, видео, фильмы, снятые на мобильный телефон, комедии, ужасы, радикальный авангард -- ни форма, ни содержание демократичного канского конкурса не поддаются классификации. Здесь приветствуются любые эксперименты. Главное, чтобы это было свободное и интересное авторское высказывание.

Большой умирает, маленький остается

Прелесть короткометражных фильмов именно в том, что они не ограничены ничем, кроме фантазии и таланта режиссера: ни бюджетом, ни цензурой. Президент Канского фестиваля режиссер Андрей Сильвестров видит в этом большие перспективы: «Мы живем во время цифровой революции. Теперь каждый может купить за доступные деньги почти профессиональную камеру и снимать все, что захочется. Произошла демократизация визуального образа. И его десакрализация. Большой кинематограф умирает. А маленький остается».

В этом году в конкурсной программе, например, будет представлен фильм «Чем вам помочь?» Надежды Гороховой, который она сняла скрытой камерой в музыкальном павильоне в Красноярске. 12 часов видеоматериала, который студентка педагогического факультета снимала между сессиями, а монтировала по ночам, в результате превратились в прелюбопытную зарисовку не только о музыкальных вкусах красноярцев, но и о современном обществе вообще. А свой фильм «2 лета» житель Канска Алексей Акимов снял на мобильный телефон. Кстати, в Канске за восемь лет работы фестиваля появились не только свои кинематографисты, но и свои зрители.

«300-400 человек в зале -- довольно неплохо для небольшого города. В первый год на показах люди висели на люстрах, на нас шли смотреть, как на дрессированных обезьянок из Москвы. Сейчас в городе сформировалась фестивальная публика, прошедшая селекцию», -- замечает президент.

В список финалистов, претендующих на Гран-при фестиваля, вошли еще 19 российских фильмов. Остальные приехали со всего мира -- несмотря на удаленность от больших культурных центров, слава Канского фестиваля вышла далеко за пределы Красноярского края.

«Тенденция последних нескольких лет: все больше очень любопытных работ к нам приходит из Юго-Восточной Азии. А если посмотреть на победителей за все годы, то здесь прослеживается путь от радикального авангарда в первый год до довольно простой по форме, но дико интересной по содержанию почти классической французской комедии в прошлом году. Это не мутации фестиваля, это выбор жюри. И подчеркивает только абсолютную демократичность конкурса», -- считает Сильвестров.

Кстати, режиссер этой действительно очень остроумной французской комедии под названием «Сюрприз» Фабрис Марука стал в этом году членом жюри фестиваля и, прежде чем отбыть на работу в Сибирь, рассказал о своем видении происходящего: «Короткометражное кино -- это то же самое, что полнометражное, только без денег». В принципе, абсолютно также можно сказать и о Канском фестивале в целом.

Не нужен нам берег Лазурный

В 2002 году фестиваль был придуман как шутка. Когда его организаторы, московские видеохудожники Андрей Сильвестров и Павел Лабазов (известные также захватывающим совместным проектом «Волга, Волга») наткнулись в интернете на город в 250 км от Красноярска с населением в 100 тысяч человек и занятным названием Канск, то подумали, что было бы неплохо стать основателями «Канского фестиваля». И стали. Подумаешь, разница всего в одну букву. «Они разные, как два брата-близнеца, один из которых -- свободный художник-маргинал, а второй стал олигархом, чтобы остаток жизни чахнуть над златом», -- гласит анонс фестиваля. У сибирского брата-художника есть почти все, что и у французского олигарха. Только лучше: вместо «Золотой пальмовой ветви» -- «Золотой пальмовый секатор», вместо пафосного Лазурного берега -- крутые берега реки Кан, комары, грибы и другие традиционные сибирские удовольствия. «Есть фестивали сердечные, а наш -- печеночный», -- поясняет президент Канского фестиваля.

Ровно год назад здесь даже появилась своя пальмовая аллея. Ее придумали и сделали дети из московского, норильского и красноярского отделений студии «ДЭЗ № 5», под руководством Михаила Лабазова. Лучшие проекты отбирались народным жюри. Теперь в Канске растет пальма-рай, пальма-олень и пальма-мухомор. За год аллея стала важной частью города. На это безошибочно указывает тот факт, что туда приезжают молодожены. Но на этом вклад фестиваля в жизнь города не закончился. В этом году в Канске будет воздвигнут памятник неизвестному художнику (разумеется, работы неизвестного скульптора), а так же появится галерея под открытым небом «Канский киноплакат». 17 плакатов к 17 фильмам конкурсной программы работы художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова будут развешаны прямо на фасадах канских домов.

«В среднем их картины стоят сейчас около 100 тысяч фунтов, так что не сложно посчитать, что еще один миллион семьсот тысяч фунтов мы инвестируем в будущее города Канска, -- подчеркивает Андрей Сильвестров. -- Если же серьезно, то нас часто спрашивают про бюджет фестиваля. Он минимальный. Но зато у нас есть огромный ресурс энтузиазма и человеческих отношений. Если их перевести в деньги, то бюджет многократно возрастет. Вот, сколько стоит, скажем, съемочный день Миши Ефремова? А он у нас работает председателем жюри совершенно бесплатно».

25-08-09: INFOX - Канский фестиваль: то же самое, только без денег